Сказать, что настали беспрецедентные времена – ничего не сказать. Мировые центробанки используют любой инструмент денежно-кредитной политики, находящийся в их распоряжении, для борьбы с дефляцией. И это уже привело к валютным войнам. В этом году 15 Центральных банков смягчили монетарную политику в той или иной форме. Каждое их действие имеет далеко идущие последствия для глобальной экономики и влияет, без преуменьшения, на все страны мира.

Валютные войны
Термин “валютная война” получил известность в 2010 году, когда бразильский министр финансов Гвидо Мантега заявил, что ослабление доллара США, вызванное количественным смягчением, вынудило другие страны принимать срочные меры по предотвращению снижения экспортной конкурентоспособности. Это привело к так называемой “гонке на дно”, в которой все страны старались ослабить национальные валюты настолько быстро, насколько это возможно. Теперь перенесемся в сегодняшний день. Как видно на диаграмме ниже, ситуация противоположная. В январе 2015 года американский доллар достиг своего 11-летнего максимума по отношению к ряду валют, причем, основной рост пришелся на лето 2014.

Валютные войны, биржевые товары и дефляция
Любопытно, что в 2011 году, в то время как доллар США достиг своего дна, практически все остальные валюты существенно выросли. Это прекрасно иллюстрирует график австралийского доллара, который приведен ниже: национальная валюта зеленого континента достигла своего максимума в 2011 году и с тех пор только падает. Австралийский доллар известен большими рисками при торговле, во многом это обуславливают цены на биржевые товары и влияние Китая. В целях стимулирования национальной экономики, Центробанк Австралии пошел на снижение процентной ставки впервые за 18 месяцев. Результат таких действий прекрасно виден на графике как постепенное “сползание” курса вплоть до сегодняшнего дня.
Валютные войны, биржевые товары и дефляция
История изменения курса канадского доллара практически идентична (на графике ниже). Канада, как один из крупнейших в мире производителей энергии, неразрывно связана с этим сектором экономики. Для борьбы с негативными последствиями падения цен на нефть 21 января текущего года Центробанк Канады снизил процентную ставку с 1 до 0,75%.
Валютные войны, биржевые товары и дефляция
Европа и Япония активно пытаются предотвратить дефляцию ради роста своих экономик. Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии (BOJ) – активные сторонники практики количественного смягчения. Ниже приведены графики курсов евро и йены.
Валютные войны, биржевые товары и дефляция

Валютные войны, биржевые товары и дефляция

Япония, Австралия и страны Европы – наглядные примеры практики девальвации национальных валют для повышения экономического роста. Поскольку процентные ставки в развитых странах близки к нулю, а в некоторых случаях и вовсе отрицательны, то и стоимость кредитов для корпоративного сектора также очень мала. Такая ситуация стимулирует рост цен на активы, а вкладчики охотнее вовлекаются в более рискованные классы активов в поисках более высокой доходности. Денежно-кредитное стимулирование позволяет экспортировать дефляцию в другие точки мира. Так Национальный банк Дании был вынужден снизить процентную ставку 4 раза подряд за январь. Причина в резком снижении евро, вызванном количественным смягчением. Согласно договору European Exchange Rate Mechanism, датская крона может колебаться в диапазоне не более 2,25% от фиксированного курса в 7,46 кроны за 1 евро. Это привело к тому, что Центральный банк королевства потратил 106,3 млрд крон ($16,36 млрд), или почти 6% ВВП страны, на закупку иностранной валюты в попытке ослабить крону.

Швейцарский Национальный банк (SNB) был знаком с этой проблемой не понаслышке. Скупка иностранной валюты ради сохранения привязки к евро стала обходиться слишком дорого, и SNB пошел на экстраординарный шаг. 15 января было объявлено об отказе от политики сдерживания курса франка уровнем 1,20 за евро. Это решение стало неожиданностью для глобальных рынков, и его последствия ощущались по всему миру. Пожалуй, резкий скачок курса франка стал самым большим потрясением валютного рынка в начале 2015 года. Динамику курса вы можете увидеть на графике ниже (“потолок” для франка был установлен в сентябре 2011 и снят в январе 2015).
Валютные войны, биржевые товары и дефляция
Аналогичные проблемы коснулись и Китая, вынужденного снижать процентные ставки и ослаблять монетарную политику на волне роста доллара. С июля взвешенный обменный курс юаня подскочил на 10%. Такая ситуация, в первую очередь, бьет по экспортерам. Похоже, “дефляционные силы” уже на пороге, и не исключено, что Народный банк Китая в скором времени пойдет на девальвацию национальной валюты, а возможно, и на другие меры по “отвязке” от доллара.
Валютные войны, биржевые товары и дефляция

Мировая экономика
Все эти шаги центральных банков создают высокую волатильность на валютном рынке. Это проблема, так как столь серьезные колебания курсов препятствуют прямым иностранным инвестициям и делают хеджирование дороже. По существу, страны вынуждены самоизолироваться, а это наносит ущерб росту мировой экономики.

В прошлом году ФРС США объявила о завершении программы количественного смягчения. Выглядит, будто острая фаза кризиса пройдена, ситуация в экономике устойчивая, доллар бьет рекорды, а ключевые индексы растут. Однако есть весьма любопытная зависимость, а именно: отрицательная корреляция доллара США с рынком биржевых товаров. Стоимость сырья существенно снизилась с 2011 года. Ниже приведены две схемы цен на сырьевые товары, одна охватывает последний год, а вторая – период с 2011 года до настоящего времени. За исключением золота, падение большинства товаров было достаточно стремительным.

Валютные войны, биржевые товары и дефляция

Валютные войны, биржевые товары и дефляция

Такая ситуация не вписывается в рамки глобального экономического восстановления, не так ли? Еще большее недоумение вызывает доходность 10-летних облигаций (на графике ниже). В настоящее время она находится вблизи исторического минимума. Разве это признак восстановления?
Валютные войны, биржевые товары и дефляция

С 30-летними бондами картина не лучше (график ниже):
Валютные войны, биржевые товары и дефляция

«Пузыри» и мир диспропорций
Мир находится в дефляционном состоянии с 2001 года, причиной тому послужили взрывы пузырей на фондовых рынках (азиатский кризис 1997 года, пузырь доткомов в начале 2000-х, мировой экономический кризис 2008-го и, возможно, валютные войны в настоящее время). Все это положило началом конкурентным девальвациям ради стимулирования национальных экономик с использованием инструментов центральных банков, что, в свою очередь, привело к еще большей дефляции. Получился настоящий замкнутый круг! Дефляция ведет к потере ценовой власти и тенденции к снижению цен, эрозии прибыли и избытку производственных мощностей. Особенно это касается развивающихся стран с низкой стоимостью производств и трудовых сил. Что это означает? Проблему спроса! Развитые рынки взяли курс на количественное смягчение (в частности, США, Япония, Европа), а это привело к притоку капитала в страны БРИКС, особенно в Китай. Эта ликвидность пришлась на время, когда правительства занимались внутренними проектами по расширению производств и стимулированию внутреннего спроса. Произошло повышение спроса на биржевые и инвестиционные товары. Однако этот спрос не был естественным, его вызвало нерациональное использование капитала и спекуляции инвесторов, ищущих чрезмерную прибыль. Следствием стал избыток мощностей, и цены на сырье рухнули, как карточный домик. Пересыщение ликвидностью вызвало активный рост цен на биржевые товары при отсутствии глобального спроса на них. И теперь мы являемся свидетелями падения этих цен, вызванного “дефляционными силами”, в то время как доллар США укрепляется, а мировые внешние долги находятся на рекордно высоком уровне.

Мы живем в мире глубоких диспропорций между странами и секторами мировой экономики, где каждое государство имеет собственную денежно-кредитную историю с подъемами, спадами и случаями использования политики “сделай соседа нищим”, которая только усугубляет эти дисбалансы.

Мир захлебнулся не только ликвидностью, но и безответственной денежно-кредитной политикой с неизвестными и непредсказуемыми последствиями. Похоже, фиатные валюты окончательно “одичали”, и пришло время, когда люди во всем мире должны быть защищены от действий группы “избранных”. Финансовая свобода – право всех людей, не правда ли? Бывший генеральный директор UBS и Credit Suisse Освальд Грюбель открыто высказал поддержку биткойну и недоверие “фиату”. Похоже, он что-то знает…



http://bitnovosti.com/2015/02/18/valjutnye-vojny-tovary-i-defljazia/