Мы спешим поделиться срочным предупреждением от Билла Боннера. Это касается серьёзного денежно-кредитного кризиса, признаки которого он обнаружил.
Возможно, это прозвучит странно… Но катастрофичный сценарий, описанный ниже – потенциально гораздо большая угроза, чем даже вышедший из-под контроля государственный долг. Пожалуйста, вспомните это предупреждение, когда придёте снимать деньги в банкомате… и не сможете этого сделать.
В то время как мы думали о том, что на самом деле сейчас происходит с нашей денежной системой, поразительная мысль пришла к нам в голову.
Развитие нашей финансовой системы может принять неожиданный и катастрофический поворот, которого никто представить не может, не то что ожидать. Помните ли вы смертельное цунами, которое обрушилось на пляжи Юго-Восточной Азии, убив сотни тысяч человек и причинив ущерба на миллиарды долларов?
Так вот, перед тем как 20-метровая стена воды врезалась в берег, произошла одна странная вещь: вода исчезла. Отлив был необычайно сильным. Местные рыбаки сразу поспешили на возвышенности: они знали, что это означало. Но туристы вышли на пляжи в поисках ракушек!
То же самое может случиться и с денежной массой…
Бумажных денег не хватает
И вот как это может случиться… и почему.
Это кажется почти невозможным. Трудно себе представить. Трудно понять. Но если вы посмотрите на денежный агрегат М2 – который показывает количество монет и банкнот в обращении, а также банковские вклады и чеки – вы увидите, что в прошлом месяце в США денежная масса составила $11,7 трлн.
Но в этом же периоде в обращении находилось всего $1,3 трлн физических денег – лишь половина из которых была собственно в США (точную цифру не знает никто).
Сегодня мы используем кредит в качестве денег. Он существует в виде единиц и нулей на электронных банковских счетах. Мы никогда не видим его. Не можем его потрогать. Не можем посчитать. Не можем спрятать его под подушку.
Банки извлекают прибыль, создавая этот кредит. И пока у банков достаточно капитала, они создают ровно столько кредитов, за сколько мы готовы заплатить.
Ведь на самом деле банку ничего не стоит создать новый кредит. Вот почему у нас его так много.
Подобная денежная система никогда прежде не существовала. Она возникла лишь относительно недавно, когда кредит стал таким популярным.
Таким образом, наша денежная система никогда не была тщательно протестирована. Как она покажет себя в случае глубокого и длительного кредитного кризиса? Выживет ли она при мощном медвежьем рынке облигаций или акций? Что случится, если рост потребительских цен выйдет из-под контроля?
Меньше нуля
Современная фиатная денежная система была сформирована в 1971 году.
Она пережила инфляцию 1980 года – почти 14% годовых. Но Полу Волкеру удалось подобрать ставку рефинансирования, чтобы обуздать эту инфляцию.
Она также пережила “кредитный кризис” 2008-2009 годов. Бен Бернанке опустил стоимость кредита почти до нуля, сократив краткосрочные процентные ставки и скупая государственные облигации на миллиарды долларов.
Но следующий кризис может сильно отличаться от предыдущих…
Процентные ставки по краткосрочным кредитам уже близки к нулю в США (и ниже нуля в Швейцарии, Дании и Швеции). Согласно недавнему исследованию МакКинзи, общая задолженность в мире (по крайней мере, официально записанная) в настоящее время составляет 200 триллионов долларов – на 57 триллионов больше, чем в 2007. Это 286% мирового ВВП… и намного больше того, что реальная экономика может поддерживать.
В какой-то момент коррекция долга станет неизбежной. Увеличение долгов всегда чередуется с их сокращением. Другого пути нет. Задолженность не может расти вечно.
И когда это произойдёт, политики нулевой процентной ставки и количественного смягчения не хватит, чтобы обратить процесс вспять – поскольку такая политика уже вовсю используется.
И что тогда?
Стоимость долгов начинает быстро падать. Кредиторы смотрят на своих заёмщиков… Трейдеры смотрят на своих контрагентов… Банкиры смотрят друг на друга.
… и внезапно никто не хочет расстаться ни с центом, боясь никогда больше не увидеть своих денег. Кредитование останавливается.
Не только никто не хочет кредитовать; никто также не хочет брать кредит – за исключением отчаявшихся людей, у которых нет выбора, и которые иначе не смогут выплатить свои предыдущие долги.
Так же, как и в 2008 году, последует быстрая реакция правительства.
ФРС объявит о новых неограниченных кредитных линиях. Но это уже не будет иметь никакого значения…
Цены на жильё будут стремительно падать (кто будет кредитовать под залог стоимости дома?). Котировки акций будут стремительно падать (кто будет в состоянии получать займы за счёт своих акций?). Предметы искусства, коллекционные вещи, ресурсы – всё будет в состоянии свободного падения.
Следующий кризис
Во время прошлого кризиса все крупные банки и инвестиционные фирмы с Уолл-стрит обанкротились бы, не вмешайся правительство. В следующий раз спасти их будет не так просто.
Следующий кризис, вероятнее всего, ударит сразу по ВСЕМ видам активов. И с учётом задолженности, которая на сегодня на 57 триллионов долларов больше, чем в 2007, будет гораздо труднее остановить этот кризис.
Вы всё ещё читаете? Сейчас начинается самое интересное…
В денежно-кредитной системе, основанной на дефляционном ограниченном ресурсе (например, на золотом стандарте), цены тоже имеют свойство падать. Но деньги всё равно остаются. Деньги просто становятся более ценными. Они не исчезают. Они становятся более ценными, потому что вы можете использовать их для покупки большего количества различных вещей.
Конечно, люди не торопятся расставаться со своими деньгами. Поэтому скорость обращения денег – частота, с которая каждая денежная единица используется для покупки – падает. И это создаёт вид, что денежная масса тоже уменьшается.
Но представьте, что происходит с кредитными деньгами. Деньги не просто выходят из обращения – они исчезают. В случае потери залогового обеспечения кредит уничтожается.
Банк, в июне имевший “актив” (в виде заёма клиенту) в размере $100 000, может закрыться в июле. Корпорация, купившая много акций, может столкнуться с падением их цены вдвое на следующей неделе. Человек с портфелем в $100 000 на фондовом рынке может внезапно обнаружить, что его портфель больше не имеет никакой ценности.
Всё это стандартные последствия кредитного кризиса. Новое здесь то, что людей заставляют изменять своё типичное поведение.
Люди перестают тратить деньги. Они начинают копить. Но как вы можете копить наличные деньги, если большинство сделок осуществляется в кредит? Будете ли вы копить кредиты? Или положите в сейф вашу кредитную карточку?
Нет. Люди будут копить те деньги, которые они могут понять… которые они могут потрогать… которые растут в стоимости. Люди захотят наличку, привычные зеленые долларовые банкноты.
Но в реальности, налички очень мало. Эти бумажные доллары быстро исчезнут. Люди опустошают банкоматы. Они обналичивают кредитные средства. Они просят наличные, когда используют свои кредитные карточки. Они хотят настоящие деньги – старомодные бумажки, которые можно положить в карманы и в домашние сейфы…
Долларовая паника
Остановимся здесь, чтобы напомнить читателям, что мы говорим о краткосрочном периоде – дни, недели… в крайнем случае несколько месяцев. Это всё. За это время кредитный кризис высосет все деньги из системы – ещё до того, как на неё обрушится цунами инфляции, запущенное правительством.
Как выразился Бен Бернанке, “решительно настроенный центральный банк всегда может запустить инфляцию потребительских цен”. Но на это нужно время!
И за это время начнётся паника. Долларовая паника – люди будут отчаянно пытаться урвать хотя бы немного долларов, чтобы расплатиться за еду… за топливо… и за остальные необходимые вещи.
Кредитование в это время будет всё ещё недоступно. Но оно никому и не будет нужно. В банках и банкоматах закончатся наличные деньги. Банки повесят таблички, сперва: “Снятие наличных ограничено суммой $500″, а затем: “Снятие наличных не производится”.
У вас будет кредитная карточка с открытой кредитной линией на сумму 10 000 долларов. У вас есть 5 000 долларов на дебетовом счёте. Но все финансовые учреждения поражены кризисом. И вот в новостях вы видите, что ваш банк объявил дефолт. Что бы вы предпочли, кредитную линию в 10 000 долларов или пачку 100-долларовых банкнот?
Вы поедете на заправку. Вытащите кредитку, чтобы расплатиться за бензин.
Внезапно в глаза бросится табличка: “Принимаем только наличные”. Потому что кредитная экономика будет разрушаться. Автозаправка… её поставщики… её финансисты не хотят иметь никаких дел с “кредитом” вашего обанкротившегося банка!
Чьи кредитные карточки всё ещё принимаются? Какой банк вот-вот рухнет? Кто может выплатить свою ипотеку? Кому перейдёт долг по его кредитной карте? Во время кризиса эти вопросы будут очень популярны.
Но ответа на них не будет знать никто. Люди быстро перестанут гадать… и перейдут на наличку.
Наш совет: держите наличные средства на руках, они вам очень понадобятся.
Источник: http://bitnovosti.com/2015/06/17/vash_bankomat_prosto_ne_budet_rabotat/