Криптовалюта Биткойн сейчас у всех на устах. Мы беседуем о ее происхождении и перспективах с Натаниэлем Поппером, журналистом New York Times и биткойн-экспертом. Он рассказал о том, как Силиконовая долина и Уолл-стрит буквально сцепились в схватке за Биткойн и право обладать финансовой мощью, которой он может наделить в будущем.
История криптовалюты Bitcoin глазами первопроходцев и инсайдеров
Биткойн. Что это? Высокотехнологичная пирамида или важный финансовый инструмент будущего? Стоимость этой виртуальной валюты взлетела до $1200 в 2013 г., затем провалилась до $100 в 2014 г., чтобы сейчас установиться в диапазоне $300–$500. Волатильность стала еще одной ее проблемой наряду с жизнеспособностью. И в то время как одни почесывают голову в раздумьях о ценности самой концепции Биткойна, другие делают ставку на то, что эта криптовалюта в обозримом будущем полностью изменит принципы работы финансовой системы.
Новая книга Поппера «Цифровое золото: История Биткойна» (русское издание которой было недавно анонсировано) стала результатом более 300 интервью с первопроходцами и сторонниками Биткойна из разных уголков мира, включая Роджера Вера, Чарли Шрема, Эрика Вурхиса, Бобби Ли, Тайлера и Кэмерона Уинклвосов и многих других. В книге также предпринимается попытка решить загадку неуловимого создателя Биткойна Сатоши Накамото.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого интервью.
Чем вас заинтересовала история становления Биткойна? И почему важно ее рассказать?
Впервые о Бикойне я написал для The New York Times в 2013 г. Но к тому времени мы уже немного запоздали, так как еще тогда не совсем четко понимали, как воспринимать сам Биткойн. Большинство редакторов считали, что его можно игнорировать, поскольку это – что-то вроде тамагочи, увлечение которым скоро должно пройти.
О Биткойне писали уже много, но фокусировались прежде всего на его довольно сложной технологии. Я же свою первую статью посвятил близнецам Уинклвосс и их $11-миллионному запасу биткойнов. Я задавал братьям вопросы, которые интересуют обычных людей: «Каким образом вы владеете биткойнами? Что вы делает, если хотите купить их?» И получал ответы, помогающие понять, почему братья считают Биткойн ценным.
В результате это интервью стало самым читаемым материалом The New York Times на протяжении целой недели. И хотя я все еще воспринимал Биткойн как хитроумную уловку, о которой вскоре все позабудут, интерес аудитории к моей статье натолкнул меня на мысль, что вопросы о фундаментальных основах денег заставляют людей задумываться.
И я продолжил писать о Биткойне, даже когда его стоимость взлетала и падала. Год спустя со мной уже связывались агенты издательств, заявляя: «Из твоих материалов может получиться хорошая история». В своих статьях я по-прежнему сосредоточивал внимание на людях, а не на технологии. Я все глубже погружался в тему, наблюдая за тем, как много серьезных людей воспринимают Биткойн серьезно. И однажды мой коллега, Эндрю Росс Соркин сказал мне:
«Да это же самая настоящая золотая лихорадка. Это история о людях. И ты находишься в самой ее гуще. Ты просто обязан ее рассказать».
Я пытался понять, почему идея Биткойна так глубоко цепляла людей, и в итоге решил, что стоит потратить год жизни, чтобы докопаться до сути вопроса. Я хотел уйти в него с головой, чтобы понять, что породило концепцию Биткойна. Когда система Биткойна только появилась, многие воспринимали ее как шутку. Даже люди, сведущие в криптографии и технологии, в 2009 г. считали, что концепция обречена. И целых два года биткойн ничего не стоил.
«Я задался целью проследить, как Биткойн из забавы превратился в то, к чему теперь центробанки и Уолл-стрит относятся весьма серьезно».
И вот уже сегодня в издание The Economist выходит передовица, посвященная тому, как технология, лежащая в основе сети Биткойн, – блокчейн – способна изменить всякую индустрию, базирующуюся на доверии. И сейчас каждый банк с Уолл-стрит имеет рабочую группу для изучения возможностей технологии Биткойна.
Я задался целью проследить, как Биткойн из забавы превратился в то, к чему теперь центробанки и Уолл-стрит относятся весьма серьезно.
Давайте сделаем шаг назад и ответим на вопрос – что же все-таки Биткойн? Расскажите, какразвивалась технология, лежащая в его основе?
Если вы раннее ничего не слышали о Биткойне, то вам будет сложно сразу во всем разобраться. Труднее всего описать Биткойн. Люди зачастую неправильно понимают саму концепцию, потому что Биткойн представляет собой много разных вещей, а не что-то одно. Многие до сих пор думают, что Биткойн – это физическая монета или что-то, что некая компания изобрела для продажи. Но в конечном счете – это цифровой знак, который перемещается и может продаваться. Причем, это очень дефицитный цифровой знак, поскольку всего будет создано 21 млн биткойнов. Но все это лишь верхушка айсберга.
Внизу же мы видим совершенно новый тип финансовой сети. И любой человек может присоединиться к этой сети, скачав открытое программное обеспечение, которое управляет созданием и перемещением этих цифровых знаков. Как только вы присоединяетесь к этой сети, вы становитесь частью сети Биткойна. И вы можете получать новые биткойны, по мере их создания. Это – абсолютно новый тип децентрализованной сети.
Для описания Биткойна приводятся много метафор. Например, кто-то сравнивает его с электронной почтой для денег. Практически невозможно переслать денежную ценность в электронном виде, поскольку любой может просто скопировать высланную долларовую банкноту для другого имейла. Однако Биткойн легко решает эту проблему, делая возможным электронную пересылку денег. Кто-то уподобляет Биткойн Википедии, когда много людей совместно работают, чтобы обеспечить функционирование сети и ее доступности для общего пользования. А еще это как Интернет для денег.
Многие биткойнеры утверждают, что сейчас система Биткойна находится на том уровне развития, на каком был Интернет в 1994 г. Тогда все говорили: «Какое мне до этого дело? Емейл адреса есть всего лишь у 5 млн людей. Почему я должен присоединятся? Я не хочу общаться с этими «яйцеголовыми», пользующимися емейлом. Мои друзья им не пользуются. Почему же им должен пользоваться я?» Тогда многие спорили, нужен или Итнернет для коммуникации, медиа или издательской деятельности. Потребовалось много времени, чтобы сеть развилась. Но как только это случилось, Интернет поглотил в себя все, включая коммуникацию, медиа и издательскую деятельность.
Это лишь один из взглядов на Биткойн и блокчейн. И необязательно их развитие пойдет по такому пути. Но в любом случае история Биткойна очень интересна, ведь, посмотрите, как далеко он зашел. Стоимость всех биткойнов в мире сейчас оценивается в районе $5 млрд. И каждая венчурная кампания в Силиконовой долине инвестирует в Биткойн или блокчейн.
И все же – что такое Биткойн? Чтобы ответить на этот вопрос я в итоге написал книгу, так как, мне кажется, что это единственный способ понять разные точки зрения на эту технологию. Это не просто цифровые деньги. Это – новый тип финансовой системы, позволяющий транзакциям происходить прямо в Интернете. Что раньше было просто невозможным.
Вы упомянули, что венчурные компании Силиконовой долины инвестируют в Биткойн. Одно из самых интересных мест в вашей книге – это описание ожесточенной борьбы между Уолл-стрит и Силиконовой долиной. Расскажите, из-за чего они воюют и каковы возможные последствия их схватки?
«Нет никакой иронии в том факте, что Биткойн задумывался для того, чтобы обойти Уолл-стрит и центробанки и подорвать их господство».
В свое книге я привожу историю о ранних попытках создать цифровые деньги и подорвать влияние Уолл-стрит. Некоторые из этих попыток были предприняты хакерами. Киберпанки 90-х хотели создать цифровые деньги, чтобы правительство не могло отслеживать их транзакции по кредитным картам. Тогдашние эдварды сноудены хотели привнести анонимную природу денег в цифровой мир. Их эксперименты вылились в создание в 90-х компании электронных денег DigiCash, которая в итоге обанкротилась.
В тоже время появилась компания PayPal, которая, подобно сети Биткойн, изначально стремилась создать финансовую систему неподконтрольную правительству. Чтобы, скажем, аргентинец мог воспользоваться PayPal и при обесценивании песо смог легко перевести свои деньги в ту страну, где они сохраняли бы свою стоимость.
PayPal не удалось добиться этой цели. И хотя сейчас это – большая и успешная компания, все же ее основатели,Питер Тиль и Макс Левчин, иногда отзываются о ней как о провале. Сейчас это еще одна платежная система, наподобие Visa и American Express. Но частью амбиций PayPal было обойти существующую финансовую систему.
В Силиконовой долине признают, что они не входили в финансовую индустрию, хотя смогли подорвать многие другие, включая медиа и издательское дело. Но финансовый мир оставался для них закрытым. Например, только банки всегда хранили и до сих пор хранят деньги и только банки проводят финансовые транзакции. PayPal удалось немного приобщиться к этому процессу, но, по сути, этот сервис лишь играет роль посредника между банками. Поэтому Уолл-стрит остается центром могущества и влияния в США.
Но сегодня основатели PayPal становятся приверженцами Биткойна. Такие люди как Питер Тиль и Марк Андриссенсейчас заявляют: «Это наш шанс подорвать гегемонию Уолл-стрит и войти в бизнес платежей и депозитов».
Сейчас Силиконовая долина бросает Уолл-стрит такой вызов, о котором раньше не могло быть и речи. В Долине витает дух уверенности и дерзости и многие считают, что пришло время оспорить могущество этого центра силы и самим стать такой силой.
И хотя Биткойн не является единственны орудием в предстоящей схватке, все же он приоткрывает завесу над тем, как Силиконовая долина собирается потеснить Уолл-стрит, а именно, при помощи децентрализованной сети, наподобие Интернета, которая бы подорвала централизованную мощную финансовую индустрию.
И что же Уолл-стрит делает, чтобы противостоять Силиконовой долине?
Последние несколько лет Уолл-стрит проявляет серьезный интерес к технологии Биткойна. Нет никакой иронии в том факте, что Биткойн задумывался для того, чтобы обойти Уолл-стрит и центробанки и подорвать их господство. Но в настоящий момент именно они больше всего заинтересованы в расширении использования Биткойна. Сегодня проводятся множество конференций, посвященных блокчейну Биткойна, и их спонсорами выступают такие финансовые гиганты, как Citigroup и Santander, а участниками – Банк Англии и Федеральный резерв.
Банки пытаются найти непрямые способы использования технологии Биткойна. Например, рассматриваются возможности создания своей собственной системы платежей, позволяющей совершать моментальные переводы. Сегодня чтобы провести обычный банковский перевод в системе автоматизированной клиринговой палаты, потребуется два-три дня. Чтобы удовлетворить своих клиентов банки хотят ускорить этот процесс до моментальных транзакций и в этой связи пристально присматриваются к технологии блокчейна.
Эта технология также может помочь производить расчеты по крупным сделкам, включая фондовые, долговые и кредитные транзакции. Биржа Nasdaq недавно представила собственную блокчейн-систему для заключения сделок. Теперь акции частных компаний будут торговаться в системе, которая основана на технологии блокчейна.
«Биржа Nasdaq недавно представила собственную блокчейн-систему для заключения сделок. Теперь акции частных компаний будут торговаться в системе, которая основана на технологии блокчейна».
Но для того, чтобы разобраться в блокчейне, нужно понять, что такое Биткойн, а именно – особый тип денег, которые существуют и ходят только в сети компьютеров. В этой сети имеется регистр транзакций, который ведется и поддерживается коллективными усилиями во всем мире. Этот гигантский регистр и есть блокчейн.
Сейчас многие думают, что теперь все, что хранится в базе данных или централизованном регистре, можно разрушить при помощи технологии блокчейна. Например, чтобы определить, кто обладает правом собственности на недвижимость или ипотеку, нужно обратиться в ипотечную компанию. Но лучше если за такой информацией вы обратитесь к надежной базе данных, находящейся в коллективном управлении. Это позволит вам найти всю нужную информацию о недвижимости.
Конечно, я сейчас слишком далеко забегаю вперед. И мы только начинаем с цифровых денег. Но уже сейчас задумываемся о новом способе регистрации недвижимости по всему миру. Вот почему Биткойн вызывает такой восторг и интерес. Как только вы начинаете размышлять о том, какие перспективы он открывает, энтузиазм начинает переполнять вас.
Но пока Биткойн как цифровая валюта продолжает циркулировать в сети. Предельный объем в 21 млн биткойнов еще не достигнут. К тому же Биткойн не сработал в онлайн торговле так, как ожидалось. Многие относились к нему как к цифровой золотой лихорадке и вкладывали в него деньги, а его стоимость то взлетала, то падала. В результате некоторые потеряли огромные сумы денег.
Я также считаю, что экономический базис системы Биткойна имеет свои изъяны. Его призрачный создатель, Сатоши Накамото, много написал о перспективах развития своего детища, но не все складывается так, как он предполагал.
Биткойн не идет по миру триумфальной поступью победителя. Было много провалов. Он скорее представляет собой эксперимент, за ходом которого вы можете наблюдать в реальном времени.
Какое место в этой системе занимает доверие?
С точки зрения потребителя доверие – это основа всего. И независимо от того, идет ли речь о Биткойне или о чем-то еще, цифровые деньги пришли к нам надолго. Все еще немного людей используют биткойны для совершения покупок, очень многие приобретают товары и услуги онлайн при помощи кредиток. А это тоже цифровые деньги. Люди доверяют платежам через кредитные карты и уверены, что получат то, за что платят. Биткойн – это такая же разновидность системы платежей, которая функционирует исключительно в интересах потребителей, – вот почему она сработает.
Говоря о доверии, важно помнить, что, будучи абсолютно ничем, Биткойну удалось в итоге приобрести хоть какую-то стоимость. И как же ему удалось накопить эту сетевую ценность и насобирать пользователей? Все началось сSilk Road, интернет площадки для торговли наркотиками. Это был первый ресурс, где можно было расплачиваться биткойнами и это сработало. До запуска Silk Road в 2011 г. биткойн не стоил практически ничего. И за первые четыре месяца работы Silk Road стоимость бикойна выросла с 50 центов до $30. Более того, Биткойн позволил делать то, что ранее было просто невозможным – например, отправлять деньги в Амстердам в качестве оплаты за героин. Транзакции проходили моментально и напрямую без каких-либо посредников. Некоторым может показаться, что Silk Road – это черные дни в истории Биткойна. Но есть и те, кто тогда думал: «Вот это да! Кто-то отправляет $100 в Амстердам абсолютно незнакомому человеку и всякий раз деньги доходят». И это самое большое достижение Биткойна – возможность транзакции между двумя не заслуживающими доверия людьми. Это – то уникальное, чего нее может предложить ни одна другая существующая платежная система. Биткойн исправно поработал в незаконных транзакциях, азартных играх и торговле наркотиками.
http://cryptmaster.ru/istoriya-kriptovalyuty-bitcoin-glazami-pervoprohodcev-i-insayderov